Как люди научились переваривать молочные продукты — научные исследования

Как известно, молоко и его производные переносят не все, способность его усваивать — это мутация, выработанная не так давно в процессе эволюции.

Изучение древней ДНК, извлеченной из костных останков восьми земледельцев эпохи позднего неолита, живших на Иберийском полуострове, уточнило теорию возникновения переносимости молока среди европейцев.

Раскопки в пещере Порталон. Фото Javier Trueba (Madrid Scientific Films)

В раскопанных костях и изученных ДНК из них отсутствовали гены, относящиеся к этой мутации.

Эволюционные биологи из Упсальского университета (Швеция), чья работа опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution, основываясь на полученных результатах, выдвинули свою теорию появления толерантности к лактозе.

Способность к усваиванию молока во взрослом возрасте — генетически обусловленная особенность, характеризующаяся вырабатыванием фермента лактазы в течение жизни на уровне, необходимом для переваривания лактозы — основного углевода, содержащегося в молоке и молочных продуктах. В случае отсутствия мутации гена LCT —13,910*T выработка лактазы после прекращения грудного вскармливания угасает. Дальше у человека развивается непереносимость лактозы, сопровождаемой такими симптомами, как метеоризм, диарея, боли в животе.

Как выяснилось, толерантность к лактозе во взрослом возрасте развилась у разводящих домашний скот популяций человека в различных частях мира независимо друг от друга и примерно одновременно, около 10 тысяч лет тому назад, и строго закрепилась в результате естественного отбора.

В основном это касается жителей Северной Европы, в особенности юга Швеции и Ирландии, где до сих пор порядка 95 процентов населения хорошо переносят молоко и молочные продукты в течение всей жизни, и для примерно 80 процентов населения Центральной и Южной Европы.

Группа под руководством Оддни Сверрисдоттир (Oddný  Sverrisdóttir) исследовала костные останки восьми человек, найденные в пещере Порталон на Иберийском полуострове. Эти люди жили около 10 тысяч лет тому назад, в эпоху позднего неолита, когда получило распространение земледелие и скотоводство. По идее, у них уже должна была начать закрепляться мутация гена LCT — 13,910*T. Но этой мутации в выделенной из костей древней ДНК обнаружено не было.

Ученые считают, что двигателем естественного отбора в данном случае явился голод.

Ранние европейцы не могли усваивать лактозу в чистом виде (молоко), но у них имелась возможность употреблять в пищу такие молочные продукты, как йогурт и сыр, которые прошли процесс ферментации, превративший большую часть лактозы в жиры.

В условиях голода, например в случае гибели урожая, чтобы выжить, им приходилось съедать все, что давал скот, в том числе продукты с высоким содержанием лактозы. При этом наиболее ослабленные члены популяции погибали от непереносимости молока, что в итоге привело к быстрому и жесткому закреплению дающей шанс на выживание этой мутации в геноме.

Сейчас, когда угроза голода, фактически, отсутствуют, врачи и биологи не рекомендуют употреблять в пищу молоко и молочные продукты, как закисляющие организм, выводящие из него кальций и способствующие развитию сахарного диабета.

Топ новостей сегодня
Внимание! Комментарии содержащие оскорбления, нецензурную лексику или не относящиеся к теме поста удаляются одновременно с блокировкой автора. Спасибо за понимание!

29 Мая, 2016 Воскресенье