Новый год вместо Рождества, или как у харьковчан "украли" праздник

Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков", в которой рассказываем, как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем о том, как в Харькове отмечали Рождество Христово во времена "Совка" и почему Новый год имеет "рождественские" традиции.

Изначально в Российской империи, куда входили и украинские земли, елку никто не украшал. Традиция ставить рождественскую ель, дарить подарки и водить хороводы прибыла в империю из Германии. "Привезла" новшество супруга российского самодержца Николая I Романова княгиня Александра Федоровна, которая до замужества была германской принцессой.

Изначально елки украшались пряниками, фруктами и даже овощами (все зависело от достатка семьи). Кондитеры иногда даже продавали уже украшенные деревья. Тогда же и началось "елочное" браконьерство, когда крестьяне начали тайком вырубать барские сосны и ели и приторговывать ими на базарах.

595071_600

Праздновали рождество 25 декабря по Юлианскому календарю. Продолжалось это до Великой Октябрьской революции.

Одним из первых декретов Совнаркома стала отмена Юлианского календаря, что переместило Рождество на 13 дней с 25 декабря на 7 января. По факту праздник никто еще не отменил, однако он ушел на второй план. Однако даже такие меры, как перенос Рождества, официальные запреты не отбили желания у людей отмечать один из главных церковных праздников.

1920

С идеалами большевиков это никак не совпадало и начались "жесткие" меры.

Для начала Рождество начали "превращать" в сугубо детский праздник. Издавались книги и журналы, где на всех картинках только дети танцевали вокруг елки и получали подарки. После к делу "подключили" комсомол. В том же Харькове было такое явление как "комсомольские святки", когда собирались молодые люди и вели научные диспуты, обсуждения уходящего года, чтение пламенных разоблачительных статей, критикующих "буржуазное рождество". Обязательным атрибутом была елка, ставшая не рождественской, а "комсомольской".

3-П

А в 1929 году елку запретили совсем. Празднование Рождества стало "буржуазным" отголоском прошлого. Все колядки, елки, игрушки и подарки стали "антисоветскими". Даже песню " В лесу родилась елочка" сочли "опасной" для советских граждан и запретили - ведь ее написала в 1903 году Раиса Гидройц, будущая княгиней Кудашева.

e3833c359c

Все это подкрепилось пропагандой атеизма, массовыми репрессиями против священнослужетелей и разрушениями храмов и церквей. Не остался в стороне и Харьков, где немало храмов были уничтожены большевиками.

067832c20b9c2feb70ef6796748e6cb2

Тем не менее, многие харьковчане, как и жители других частей СССР, хоть и тайно, но продолжали крестить детей, отмечать Рождество и Пасху. Все это делалось под страхом ареста и репрессий.

5_20

В 1935 году, революционер Павел Постышев, видя бесполезность борьбы с традициями Рождества на свой страх и риск обратился к Иосифу Сталину с просьбой вернуть советским детям праздник.

Ответ на такое заявление был положительным - "вождь" пролетариата дал добро, однако запретил религиозную часть праздника.

Так, рождественская ель превратилась в новогоднюю, а все рождественские традиции перенял себе Новый год. Правда Святой Николай стал Дедом Морозом, шестиконечная Вифлеемская звезда стала пятиконечной советской, а игрушки в виде младенцев Иисусов, херувимов и кренделей стали тракторами, самолетами и другими "современными" игрушками СССР.

34297_9_900x596

Харьков также как и все другие города СССР начал с 1 января 1947 года официально отмечать Новый год.

А в 1954 году праздничная елка "доросла" для взрослых - в Кремле провели мероприятия рассчитанные на всю семью. Дети читали стихи о товарище Сталине, водили хороводы в костюмах зверей и разыгрывали сценки. Родители в это время чинно сидели за столами или танцевали и обсуждали минувший год.

Потом это все "перекочевало" и в другие города и вот уже в Харькове начали проводить городские, районные и домашние елки. Тогда же в Харькове запели и "запрещенную" песню "В лесу родилась елочка", которую вновь разрешили.

711465_900

В итоге, религиозный праздник Рождества сплелся с Новым годом и стал для жителей постсоветского пространства особым днем. 

fgbfg

Так, Советский Союз выступил для Харькова и всей Украины, России, Грузии, Армении и Белоруссии "Гринчем - похитителем Рождества" и дал им взамен Новый год.

Сейчас, уже после развала "Совка", в Украине возродились старые традиции Дня Святого Николая и Рождества, однако даже до сих пор они не вернули себе былого значения и уступают Новому году в массовости и значимости для людей.

Напомним, харьковский Кобзарь, или как город получил памятник Тарасу Шевченко.

Шульгач Игорь Анатольевич

Топ новостей сегодня

9 Января, 2017 Понедельник
8 Января, 2017 Воскресенье
больше новостей