«Внедорожное» кладбище на линии фронта или почему военным приходится бросать волонтерские машины в зоне АТО

От автора Под ногами тонны грязи, в которых по колено утопают резиновые сапоги. Мы пересаживаемся в военную машину. Наша к той позиции не проедет. Посреди дороги мы застряем. Колеса не могут прокрут

От автора

Под ногами тонны грязи, в которых по колено утопают резиновые сапоги. Мы пересаживаемся в военную машину. Наша к той позиции не проедет. Посреди дороги мы застряем. Колеса не могут прокрутится в черной жиже. Военные выходят толкать. Просят нас максимум не высовываться из-за маленького холмика. Надо срочно вытолкать машину, пока нас не заметили…  «Ничего, это привычно. Хорошо, что машина проходимая, другая села бы на пузо, а на большой нас бы засекли сразу и расстреляли из пулемета.»

Ни для кого не секрет, что большинство волонтерских внедорожников, которые бойцы АТО используют на передовой, нерастаможенные. По данным волонтеров, таких на фронте около 70 процентов от всей гражданской техники.

Зачастую это джипы или пикапы с хорошей проходимостью. Иномарки, требующие немалых вложений из-за технического состояния.  Машины «убитые» во-первых из-за условий эксплуатации, а во-вторых в силу возраста. Они все далеко не новые.

Вот и приходится чинить их едва ли не каждый день. Но чем и где?  Мы поехали выяснять.

«Бутовка» – одна из самых знаменитых позиций ВСУ. Когда-то это была шахта. Сейчас – руины, в которых обосновались военные. Эту позицию обстреливают из танка, Града, и другой тяжелой «артой» почти ежедневно. Еженочно точнее сказать. Чтобы добраться до позиции нужно преодолеть простреливаемый участок. Ехать нужно быстро и максимально бесшумно. Небольшой участок по прямой простреливаемой дороге, пару поворотов на мостовой развязке, и ты на позиции.

Прячем машину за кирпичные руины.

На позиции нас встречают. Уставшие молодые ребята курят, отперевшись на голую стену. Среди кирпичей, в дырявых зданиях они и живут. Развалины служат им укрытием и домом одновременно.

На когда-то первом этаже, сейчас без двух стен, стоит старая советская Волга.

-  А, вот сбросились с пацанами и купили у местного старую Волгу. Только она все время ломается.

- Чините сами, как я вижу.

Выезжать с позиции бойцам приходится часто. За посылками на почту, боеприпасами или продуктами. Тяжелая бронированная техника для этих целей не годится – мало того, что ее слышно за версту, так она еще и медленная. От этого есть большой риск, что ее обстреляют.

- Знаете, согласно штата у меня машины не должно быть. Ни грузовой, ни легковой. Когда мы стояли в Волновахе нам волонтеры подарили УАЗик. Перед самим выходом у нас поломался двигатель. Отремонтировать мы его не смогли. Позвонил одним волонтерам, другим, но все побоялись его забирать из зоны АТО, потому что он на армейских номерах, - рассказывает главный сержант роты «Пират».

Вместе с УАЗиком там же в Волновахе бригаде пришлось оставить порядка десятка волонтерских внедорожников. Все они вышли из строя, а вывезти машины на эвакуаторе из чистого поля, где постоянно идут бои, просто невозможно.

- Даже те, которые, допустим, вывезли в Волноваху, довезли, ну каким-то образом там дотянули, на шнурке, отремонтировать их там нечем. Мы грузили на платформы и вывозили как мы говорим на «чистую Украину». Оставить пришлось там много машин. Ребята до сих пор обижаются, - рассказывает пресс-офицер ВСУ Елена Макранчук.

Лена в бригаде служит уже давно. В основном ее место локации – Авдеевка и ее окрестности. Задачи пресс-офицера - сопровождать журналистов по позициям ВСУ и освещать события, связанные с ее бригадой в военной газете.

- У меня довольно большой километраж между позициями. Как мне добраться от одной к другой? - пешком я буду идти очень долго, смеется Лена.

Ездит она на такой же волонтерской машине, как другие бойцы.

Но нас встречает пешком. Садится в нашу машину и просит подъехать на СТО. Там автомеханики осматривают ее внедорожник.

- Тут рядом. У нас всего пару СТО и я надеюсь, скажут, что починить смогут. Тут не Харьков и не Киев.

- Надо варить…. Масло вытекает... Вот это изолентой примотали, а починить негде. У нас турбина полетела, она едет максимум 60 км в час и очень медленно разгоняется. А это на передовой очень нехорошо. Уже вложили 2 тысячи долларов, а вот теперь надо еще 10 тысяч гривен вложить. Турбину отсылали в Харьков, топливную тоже в Харьков. Всю зарплату вкладываем в машину.

ВСУ в пресс-службу машин не дает.  Впрочем, также, как и не выдает их командованию. И тем более бойцам, которые стоят на передовой.

Дмитрий, волонтер

- 70 процентов легкового автомобильного парка это волонтёрские машины, 20 процентов – это машины, купленные самими военнослужащими. Естественно, не растаможенные, поставленные только на временный учет, для эксплуатации только в зоне АТО.

По закону не растаможенные машины можно использовать только в зоне АТО. То есть вывозить такую технику на мирную территорию нельзя.

- Вот и выходит, что починить негде, а вывезти нельзя, - говорят волонтеры.  - Не может Министерство обороны помочь, не может профинансировать, хотя бы сделайте законодательную базу, чтобы люди могли законно помогать.

Это боксы одной из бригад, которая стоит в Авдеевке. Здесь ребята самоучки чинят, купленную командиром роты технику.

- Я просто водитель. Что могу, то и чиню. Сейчас варим кузов.

Это авто бойцы купили в нерабочем состоянии. Ржавое, без мотора, не на ходу.

- Запчасти к ней какие-то были в багажнике. Что-то купили сами. Нам же надо на чем-то ездить. Вот и лепим ее сами.

То что бойцы не могут сделать сами, им делают на СТО. Зацепив ее за другую такую же самосваренную машину, бойцы буксируют будущее авто к автослесарям.

Но везет так не всем. Например, пехотной роте, которая стоит на позиции в чистом поле элементарно некуда подключить электроинструменты, чтобы починить машину.

- Соответственно ее надо куда-то гнать на починку. В бригаду ее не возьмут на починку, она же там не числится. Гнать волонтерам – не каждая доедет. Да и по дороге опять вопрос станет, нерастаможенная. Вот и проблема у нас. Но вопрос же решаем. Необходимо просто заняться этой проблемой нашим главнокомандующим, - говорит зам командира роты ВСУ Руслан.

Если бы такие машины можно было поставить на учет в Минобороны, то это бы существенно решило проблему.

- Я буду знать, что я могу выехать, на этих черных номерах под Киев, Днепр.. где-то там поставить на ремонт, и никто не будет за мной бегать, выкручивать руки и забирать ее на штрафплощадку. То есть та самая схема как мы регистрируем в МРЭО, только не в военной части, а военкомате по гарнизону.

Но пока что так. В Верховной Раде эту проблему знают, но пока что дальше разговоров дело не зашло. Бойцам приходится обходится своими силами. Какие-то подразделения чинят технику сами, какие-то выезжают на мирную территорию на свой страх и риск, кто-то покупает старые советские автомобили или использует свой личный транспорт. Ведь без машины тут никак.  Слишком часто от мобильности зависит жизнь. 

Топ новостей сегодня

7 Октября, 2017 Суббота
6 Октября, 2017 Пятница
больше новостей